Djon_Preston
( off
)
* (
00:16 23-11-2009
)
Систематизация богословия становилась первейшей задачей, а для этого предстояло снова прбегнуть к духовным сокровищам античности - без ее идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были невыполнимы.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:18 23-11-2009
)
Поиски оригинальных философских и богословских решений предпринимались уже во второй половине ВИИ в., хотя наиболее выдающиеся труды в этой сфере были созданы в следующем столетии. Характерен в данной связи тот факт, что на общем фоне упадка культуры в середине ВИИ в., в сущности лишь теология испытывала определенный подъем : этого требовали насущные интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких слоев общества. Независимо от того,
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:18 23-11-2009
)
что Максима Исповедника подверг гонениям сам император Констант ИИ, теоретические искания этого теолога отвечали потребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было бы невозможно проявление и ъИсточника знанияъ Дамаскина. Основой богословских построений Максима составляет идея воссоединения человека с богом (через преодоление пропасти между духовным и плотским) как воссоединение первопричины всего сущего, целого с его частью.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:21 23-11-2009
)
В восхождении к духовному активную роль Максим отводил самому человеку, его свободной воле. Иоанн Дамаскин поставил перед собой и выполнил две основные задачи : он подверг острой критике врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев) и ситематизировал богословие как миросозерцание, как особую систему идей о боге, сотворении мира и человеке, определив его место в посюстороннем и потустороннем мирах. Компиляция (в соответствии с девизо Дамаскина ъНе люблю ничего своегоъ)
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:21 23-11-2009
)
на основе аристотелевской логики представляла основной метод его работы. Он использовал и естественнонаучные представления древних, но тщательно отобрал из них, как и из догматов своих предшественников- богословов, лишь то, что ни ву коей мере не противоречило канонам вселенских соборов.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:23 23-11-2009
)
В сущности творчество Дамаскина даже по средневековым меркам лишено оригинальности. Его труды сыграли крупную роль в идейной борьбе с иконоборчеством, но не потому, что содержали новые доводы в защиту традиционных представлений и религиозных обрядов, а благодаря устранению из церковных догматов противоречий, приведению их в стройную систему. Значительный шаг вперед в развитии богословской науки, в разработке новых идей, касающихся проблем соотношения духа и материи,
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:24 23-11-2009
)
выражения мысли и ее восприятия, отношения бога и человека, был сделан во время ожесточенных споров между иконоборцами и иконопочитателями. Но в целом вплоть до середины ИX в. философы и богословы оставались в кругу традиционных идей позднеантичного христианства. Идейная борьба эпохи иконоборчества, принявшая острую политическую форму, распространение павликанской ереси сделали совершенно очевидной необходимость повышения образованности духовенства и представителей высших слоев общества.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:26 23-11-2009
)
В обстановке общего подъема духовной культуры новое направление в научной и философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия, сделавшего больше, чем кто- либо иной до него, для возрождения и развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь при этом не только на церковном вероучении,
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:26 23-11-2009
)
но и на соображениях рационализма и практической пользы и стараясь посредством естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем рационалистической мысли в эпоху Фотия, сопровождающийся новым нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XИ-XИИвв.
[цит] Djon_Preston
( off
)
* (
00:30 23-11-2009
)
Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьма часто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо мистические богословские теории. Одной из таких теорий, созданной на рубеже X-XИ вв. и не получившей широкого признания в XИ-XИИ вв., была определена крупная идейная и политическая роль в последующем : она легла в основу могущественного течения в православной церкви в XИВ-XВИ вв. - исихазма.
[цит]