Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
Многие ушли в религию. Несмотря на запреты, организовывали религиозные собрания, на которых обсуждали и свою тяжелую жизнь. Например, мой дедушка - Я.Я.Эйхельберг, живший в то время на севере Пермской области,
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
вместе с другими немцами проводил такие собрания на квартирах. Он не получил специального образования, но был с его четырьмя классами немецкой школы самым грамотным. Нередко на собраниях встречались представители разных вероисповеданий,
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
чего раньше не могло быть. Вместе с дедушкой-лютеранином жила и участвовала в общих собраниях его жена - Е.К.Гиберт, которая тем не менее не переставала относить себя к меннонитам.
Религия была той духовной опорой,
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
которая помогла многим немцам пережить депортацию, трудармию, спецпоселения. Немецкое население отличалось особой религиозностью и в послевоенное время. Несмотря на репрессии против немецких священников,
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
отсутствие помещений, религиозных книг, немцы стали “одним из самых религиозных народов СССР. ...Без священников, без проповедников, в углу бараков и в землянках они читали друг другу шепотом то, что помнили.
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
Богослужения проходили в очень узком кругу, часто в рамках одной семьи”1. Среди 28-тысячного немецкого населения в Тюменской области насчитывалось несколько тысяч верующих.
В середине 1950-х гг. тоталитарный режим взял курс на насильственную ассимиляцию немецкой национальной группы и подавление ее этнической культуры.
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
В этих условиях массовая религиозность немцев считалась существенным препятствием на пути их вхождения в советский народ, и потому была достаточным основанием для репрессий против них. Основным объектом преследований,
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
как и в 1920 - 1930-е гг., стали немецкие проповедники, а проводниками - коменданты, принуждавшие немцев к лжесвидетельствованию.
Так, лютеране из поселка Винзили рассказывали о том, как комендант заставлял прихожан говорить про своего проповедника,
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
что он якобы призывал молиться за то, что Германия поможет им. Отказать коменданту в начале 1950-х гг. было очень тяжело. Верующих заставляли не только доносить на проповедника, но и вызывали на очную ставку,
Testing-Mx
( off
)
(
10:19 10-11-2009
)
чтобы подтвердить эту неправду. У всех перед глазами маячили прошедшие репрессии и страх каторги. Для многих это было тяжелым испытанием. И не все смогли его пройти - двое все же не совладали со страхом и указали на своего проповедника,