~Куратор~
( off
)
(
10:03 01-10-2009
)
Влияние церкви на военное
сословие шло сначала через
присягу на верность, затем
через присягу земскому или
Божьему миру, наконец —
через обряд освящения
оружия перед вручением его
воину при достижении
зрелости. «Верность»
включает в себя исполнение
христианского долга служить
Богу, соблюдение государева
мира по отношению к
церквам, вдовам, сиротам,
обязанность блюсти
справедливость и т. п. Земский
и Божий мир (treuga и pax),
скрепляемый присягой,
~Куратор~
( off
)
(
10:04 01-10-2009
)
устанавливается государями и
соборами. Pax охраняет от
насилий все невоенное
население — клириков,
женщин, купцов, крестьян;
treuga ограничивает распри
между самими рыцарями.
~Куратор~
( off
)
(
10:08 01-10-2009
)
Уже во времена Тацита
вручение оружия молодому
германцу в присутствии
народного собрания означало
признание его
совершеннолетним; оружие
вручал кто-либо из вождей
племени, или отец, или
родственник юноши. Карл
Великий в 791 г. торжественно
опоясал мечом своего 13-
летнего сына Людовика, а
Людовик, в 838 г. — своего 15-
летнего сына Карла. Этот
германский обычай лег в
основание средневекового
посвящения в рыцари,
~Куратор~
( off
)
(
10:10 01-10-2009
)
возведение в
рыцари в средневековых
латинских текстах
обозначалось словами «надеть
воинский пояс» (лат. cingulum
militare).
Рыцарем долгое время мог
быть сделан каждый. Сначала
рыцарство давалось, по
германской традиции, в 12, 15,
19 лет, но в XIII веке заметно
стремление отодвинуть его к
совершеннолетию, то есть к
21-му году. Посвящение чаще
всего совершалось в
праздники Рождества, Пасхи,
Вознесения, Пятидесятницы;
~Куратор~
( off
)
(
10:11 01-10-2009
)
отсюда вытек обычай «ночной
стражи» накануне посвящения
(veillée des armes). Каждый
рыцарь мог посвящать в
рыцари, но чаще всего это
делали родственники
посвящаемого; сеньоры,
короли и императоры
стремились утвердить это
право исключительно за
собой.
В XI—XII вв. к германскому
обычаю вручения оружия
прибавились сначала только
обряд подвязывания золотых
шпор, облачение кольчуги и
каски,
~Куратор~
( off
)
(
10:13 01-10-2009
)
, ванна перед
облачением; colée, то есть удар
ладонью по шее, вошёл в
употребление позднее. К
концу обряда рыцарь
вспрыгивал, не касаясь
стремени, на лошадь, скакал
галопом и ударом копья
поражал манекены (quintaine),
утверждённые на столбах.
Иногда сами рыцари
обращались за освящением
оружия к церкви; таким
образом стало проникать в
обряд христианское начало.
~Куратор~
( off
)
(
10:15 01-10-2009
)
Под влиянием церкви
германский военный обряд
становится сначала
религиозным, когда церковь
только благословляла меч
(bénir l’epée, в XII в.), а затем и
прямо литургическим, когда
церковь сама опоясывает
рыцаря мечом (ceindre l’epée, в
XIII в.). В древних епископских
обрядниках различают
Benedictio ensis et armorum
(благословение оружия) от
Benedictio novi militis
(посвящение рыцаря).
~Куратор~
( off
)
(
10:18 01-10-2009
)
Древнейшие следы
посвящения рыцаря церковью
найдены в римской рукописи
начала XI в., но затем до XIII в.
нет следов Benedictio novi
militis; можно думать, что этот
обряд возник в Риме и
распространился оттуда.
Гербовые наплечники-погоны
ailettes, носившиеся рыцарями
до появления настоящих
металлических наплечников, в
связи с тем что они, как и
тогдашние щиты, были
сделаны из дерева и кожи,
~Куратор~
( off
)
(
10:20 01-10-2009
)
носились в основном на
турнирах и парадах, в отличие
от настоящих погон служили
лишь для ношения гербов
Удар при посвящении в
рыцари впервые упоминается
в начале XIII века у Ламберта
Ардрского (Lambertus
Ardensis), в истории графов де
Гинь и д’Ардре. Алапа
проникла и в церковный
обряд Benedictio novi militis. По
епископскому обряднику
Гильома Дюран, епископ,
после обедни, приступает к
благословению меча, который
обнаженным лежит на
жертвеннике;
~Куратор~
( off
)
(
10:21 01-10-2009
)
затем епископ
берет его и влагает в правую
руку будущему рыцарю;
наконец, вложив меч в ножны,
опоясывает посвященного, со
словами: «Accingere gladio tuo
super femur etc.» (да будут
препоясаны чресла твои
мечом); братски целует нового
рыцаря и даёт alapa, в виде
лёгкого прикосновения рукой;
старые рыцари привязывают
новому шпоры; все
оканчивается вручением
знамени.