stdmp
( off
)
(
15:47 12-02-2010
)
Итак, вокальная партия записана и сохраasdfнена в отдельный *.wav файл. Теперь нам нужно надлежащим образом её обработать и свести с фонограммой. Для этого — открываем аудио-файл с вокалом в любом музыкальном редакторе, где сие чудо и будет происходить (лично мне по духу ближе Steinberg Cubase SX2), и приступаем.
stdmp
( off
)
(
15:47 12-02-2010
)
Первое, что нужно сотворить после записи с вокалом — это уровнять его громкость. Какими бы профессиональными не были «партнёры», вокалист не может петь постоянно с одной и той же громкостью, в какой-то момент он отдалился от микрофона слишком сильно, в какой-то наоборот приблизился и т.д. и т.п. всё это должно быть выровнено и преведено к общему показателю.
stdmp
( off
)
(
15:47 12-02-2010
)
С этой задачей хорошо справляется компрессор (Waves RComp, Waves C1, или Multiband Compressor в Adobe Audition). Тут необходимо отметить, что не стоит слепо доверять заводским пресетам этих компрессоров, хоть они и подогнаны очень качественно, но тем не менее ручками поработать всё-таки придётся.
stdmp
( off
)
(
15:47 12-02-2010
)
Далее — эквализация. Эквализация — одна из самых сложных и трудоёмких задач при обработке вокала, и без преувеличения — самая важная. Многие звукорежиссёры утверждают, что эквалайзером никогда нельзя работать в плюс. Это, якобы, привносит фазовые искажения в оригинальный сигнал.
stdmp
( off
)
(
15:48 12-02-2010
)
Возможно они и правы, но мы-то с вами, не для «Золотого Граммофона» стараемся, нам главное сделать красиво. Итак, нам подойдёт практически любой параметрический эквалайзер с линейным срезом и назначаемой частотой полос. Следует помнить, что основные частоты человеческого голоса располагаются в спектре от 300 Гц до 2 кГц. Подчёркиваю: основные.
stdmp
( off
)
(
15:48 12-02-2010
)
Чтобы сделать хороший вокал нужно работать с частотами леащими далеко за пределами этого спектра. Вот примерная схема эквализации вокала:
stdmp
( off
)
(
15:49 12-02-2010
)
200 Гц.
Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала.
3000 Гц.
Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.
Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.
Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала.
5000 Гц.
Увеличить для разборчивости вокала.
7000 Гц.
Увеличить при работе с «вялым» вокалом.
Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.
stdmp
( off
)
(
15:50 12-02-2010
)
10000 Гц.
Увеличить для осветления вокала.
Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.
15000 Гц.
Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).
stdmp
( off
)
(
15:50 12-02-2010
)
Следующий этап — панорамирование. Так как вокал всегда пишется в моно, его нужно слегка раскидать по каналам. Для этого обычно используются специальные инструменты, типа: Waves S-1 или Blue Tubes Stereo Imager. Здесь уже можно сильно не заморачиваться, и выбрать готовые пресеты, благо они в этих продуктах представлены в изобилии.
stdmp
( off
)
(
15:50 12-02-2010
)
«Утепление» вокала. Для этого используются эмуляторы лампового усиления и эксайтеры. Steinberg Magneto, Steinberg DaTube, RSO ExTreme Punch 3 (имитация записи на магнитную ленту). В пакете Blue Tubes Equalizers Pack есть неплохой ламповый усилитель.