икс_икс_ноль
( off
)
(
09:41 03-12-2014
)
Так-с, перехожу к знакам:)
икс_икс_ноль
( off
)
(
09:43 03-12-2014
)
ЧИСТОЕ МЫШЛЕНИЕ ОВНА
Архетип Овна соотносится с
весенним возрождением.
Астрологически, это
кардинальный знак "воли", и
он отталкивается от импульса
воли "я" – который
раскрывается как момент
внутренней силы и осознания
себя в мире. Это последний
складывающийся
мифологический архетип,
исторически связанный с
формированием понятия
личности и с образом
военного лидера богов,
связанный с пробужденными
силами природы (Марс или
индийский бог весенних гроз
Рудра). В таком образе воля "я"
предстает как безудержная,
всепобеждающая стихия огня
и войны — и возможность
управлять ею: человеческая
способность контролировать
самую неподвластную из
стихий. Также это образ
пастыря — идеального вождя.
Образы этой мифологемы,
развивающей нравственные
идеалы, стали основой новых
религий (буддизма,
зороастризма, христианства).
Мифология смыкает образы
идеального воина и
защищающего свое стадо
пастуха, который учится
мудрости у природы, вне
городских стен. Вернувшись в
лоно общества, он может
передать ее другим. Эта
мифологема всплывает в
движении "ухода-и-возврата"
философа-Овна Тойнби,
формулируемая им как
исторический закон: точнее,
научное преломление
архетипической
закономерности. Творческое
меньшинство бросает вызов
обществу, покидая его
стандарты, и так находит ответ
на вызов изменяющихся
обстоятельств жизни, выводя
общество на новый путь.
икс_икс_ноль
( off
)
(
09:45 03-12-2014
)
Это
— задача Овна как архетипа
воли личности: роль
первооткрывателя,
прокладывающего путь
вперед: к новому подходу,
которого не хватает обществу.
Эту роль в философии
исполнил Овен Декарт как
основоположник науки Нового
времени.
Ключевой философской
задачей этого психотипа
является выработка
методологии: (стратегии
мышления). Такую цель ставит
Декарт, разрабатывая метод
дедукции, подводящей нас к
интуивному открытию: "почти
вся деятельность
человеческого разума
заключается в умении
подготовлять это действие".
Устраняя все предпосылки
знания, которые могут вызвать
сомнение, Декарт основывает
свой метод на бесспорной
точке отсчета: "Cogito ergo
sum"— которая раскрывает
онтологию понятия "я",
архетипического для этого
знака. Мое существование
основывается на факте
сознания. Когда Декарт открыл
истину: "Мыслю, значит
существую", он молился
Богородице, прося сохранить
плод его ума, по сути
невыразимой словами. Ведь не
так легко ощутить
достоверность того, что за
способностью мыслить стоит
вечно возрождающийся
импульс воли "я": что "я" – это
то, что и есть на самом деле, и
в истине этой данности бытие
сознания предстает как само
бытие. Онтологическое
значение "я" смыкается с более
древним религиозным
понятием личного Бога!
икс_икс_ноль
( off
)
(
09:47 03-12-2014
)
Другой представитель этого
психотипа Гуссерль ищет
столь же первичную точку
отсчета: разрабатывая метод
"феноменологической
редукции", исключающий все
заранее заданные посылки,
чтобы получить
непосредственное восприятие
явления). Как и Декарту, ему
свойственна опора на “чистое
сознание” (равное
познающему субъекту).
Обращаясь к "чистому
сознанию" и "вынося бытие за
скобки", философы-Овны
стремятся познать принципы
мысли: как методику,
приближающую нас к истине.
Внешнее рассмотрение
явлений, как они есть, не
помогает осуществлению того,
что должно быть: истину
отражает сознание, «чистое»
не только в смысле
безупречной логики, как
отточенной стратегии
мыления, но и в смысле
нравственности, причастности
вечному и незатронутости
тлением феноменов мира,
оторванных от своих истоков.
Как в жизни, в философии
Овен опирается на идеалы
разума – и прежде всего
нравственный идеал,
актуализируя истину древних
мифов: побеждает тот, кто
прав (чье действие более
нравственно). Меньше
внимания он уделяет внешней
ситуации, поскольку этот знак
ставит задачу преодолеть её:
победить препятствия,
противостоящие человеческой
воле.
икс_икс_ноль
( off
)
(
09:49 03-12-2014
)
Внимание к идеалам разума
отражают слова Э. Фромма: "В
человеке нет другого столь же
мощного источника энергии.
Человек не свободен в том,
чтобы иметь или не иметь
"идеалы", но свободен
выбирать между служением
власти и разрушению или
служением разуму и любви. Все
люди — идеалисты". Овен
Дюркгейм формулирует
социальную функцию религии
как выдвижение идеалов,
стимулирующих общественное
развитие. Религиозные идеалы
православия пристально и
страстно исследует Розанов,
как точку отсчета для
понимания общественных
процессов, первопричину
экстремальных событий и
поведения, не
укладывающегося в рамки
социального стандарта.
Основываясь на действенности
идеалов, этот психотип считает
возможным сделать
общественное устройство
разумно организованным (что
ассоциируется с мифологемой
контроля военных богов над
стихией: мудрость Одина или
Афины). Это обращает Овнов к
кругу социальных проблем: это
знак социологов (основатель
функционального подхода Э.
Дюркгейм и его последователь
Б. Малиновский,
разработавший понятие о
социальных институтах) и
социалистов (Ш.Фурье).
икс_икс_ноль
( off
)
(
11:15 03-12-2014
)
СУТЬ ВЕЩЕЙ ТЕЛЬЦА
На это субъективное
покорение мира опирается
второй знак весны, Телец. Как
устойчивый знак, он развивает
идею кардинального знака
Овна: и для него наше "я"
предстает данностью и
опорой. Это – предпосылка
субъективного идеализма
Канта, Фихте или Юма. Но
отталкиваясь от проблематики
сознания, Телец не замыкается
на ней, а обращается к
способам познания внешнего
мира. Земной знак Телец ищет
истину на земле, и присущая
ему способность не отрываться
от реальности создаёт
объективность его философии.
Знак "чувства", мощь которого
раскрывает архетип утренней
звезды и богини любви
Венеры, Телец строит свою
философию на чувственном
опыте. Чувство – основа
созидания: и чем более
развивается в мифологии
образ богини любви, тем более
уходят из него
разрушительные черты и
проявляется его созидающая,
оживляющая,
одухотворяющая власть
(можно вспомнить Изиду). В
плодотворном созидании,
которое иллюстрирует образ
тянущего плуг Тельца, –
глубина любви. Когда познание
опирается на потенциал
чувств, сознание не только
отражает реальность, но и
творит ее – в этом суть
субъективного идеализма.
Сознание конструирует для
себя свой мир, и это – основа
человеческого творчества. В
нашей психике заложена
способность воспринимать
проекцию мысли как
реальность, и философы-
Тельцы (например, Новалис)
ставят акцент на образном
мышлении, как механизме
творческого взаимодействия
человека с жизнью.
икс_икс_ноль
( off
)
(
11:17 03-12-2014
)
Центральный вопрос этого
психотипа — творческое
развитие личности: в этом цель
истории для Канта, это же —
первая посылка философии
Маркса: создание
“универсального индивида”
взамен
“частичного” (впоследствии
забытая марксизмом). Та же
цель у Фрейда — в
освобождении личности от
сковывающих ее социальных
шаблонов.
Чувство позволяет овладеть
окружающим миром – к чему
стремится этот знак,
конструируя из его проявлений
свое сознание и "я": которое
для Юма предстает как поток
ощущений. Но суть вещей не
сводится к тому, что
воспринимает чувство и
творит сознание, – утверждает
агностицизм Канта и Юма. Суть
вещей – их неповторимость,
единственность, уникальность
(так Аристотель считал
основой единичное),
постигается только изнутри их.
Но даже внутренний
императив нашего "я" мы не
можем постичь постольку,
поскольку оно есть явление
этого мира, а не только чистое
сознание. (Наше "я" не может
до конца овладеть глубиной и
высотой мира – может и к
лучшему? Ведь это означает,
что сколь бы далеко не
простиралось познание, оно не
может исчерпать
бесконечность жизни и ее
смыслов: потенциал развития
не имеет границ.)
икс_икс_ноль
( off
)
(
11:19 03-12-2014
)
Философия Тельца – созидание
чувств в творении
сознательных представлений о
жизни. Опыт жизни заставляет
включить в процесс познания
всё существо, к чему призывал
экзистенциализм Кьеркегора:.
для которого основы
постижения раскрывает даже
негатив чувств (страх,
отчаяние), плодотворно и
позитивно задействуя скрытый
в них потенциал.
Эмоционально полновесное
восприятие жизни:
неторопливое и
созерцательное – помогает
Тельцам достичь той глубины,
которую мы обычно и
называем мудростью.
Переходя к мыслительным
обобщениям, этот знак
выявляет фундамент своего
знания и его границы. Такой
путь обычно и называют
философским способом
познания, и недаром этот знак
наиболее плодовит на
философов. Подобно тому, как
образы утренней Звезды или
Зари, связанные с этим
архетипом, символизируют
красоту и совершенство форм
мира, Телец ищет те формы и
качества предметов, которые
лучше всего отражали бы суть
непостижимых жизненных
проявлений — и могли
обеспечить правильность
наших выводов. Выявление
таких, объективных и
незыблемых, основ познания
может принимать форму
метафизики, что отражают
категории Аристотеля и Канта.
То, как Телец стремится
отыскать непререкаемые,
материально ощутимые
предпосылки любой теории,
показывает философия
Маркса, который опирает
теорию развития общества на
непоколебимый
экономический фундамент.
икс_икс_ноль
( off
)
(
11:21 03-12-2014
)
Ту
же тенденцию обнаруживает
Фрейд, который сознательно
делает догмой сексуальную
теорию: с целью оградить от
суеверий туманную науку о
душе. Его понятия мужского и
женского вполне можно
отнести к разряду
метафизических категорий. С
этой же позиции можно
рассматривать и понятие
ценностей (у Виндельбанда).
Главную ценность
представляет сама жизнь (как
утверждает Ортега-и-Гессет).
Процесс мышления в опоре на
чувство (и движение чувства, в
основе которого лежит мысль)
означает воспроизводство и
созидание жизни (такой, какой
бы люди хотели ее видеть:
почему важны ценности и
подходит определение
идеализма). Чувство черпает
силу у природы – и в мифах
богиня любви: образ которой
символизирует неувядающую
Природу и вечность жизни –
имеет силу воскрешать (так
Астарта воскрешает Эшмуна).
Аналогично этому, творчество
идей, раскрывающее глубину
внутренней природы человека,
как и искусство, основанное на
любви, имеют ценность
постоянного возрождения
жизни. Понятие единой жизни
заложено в природе всех
людей, создавая естественную
предпосылку объединения
человечества на более
высоком уровне сознания,
любви и счастья (к чему
призывали уже Кант и Фихте,
но ярче всего эта идея звучит у
Тейяра де Шардена) –
который строят образы ума и
произведения искусства.
икс_икс_ноль
( off
)
(
11:23 03-12-2014
)
ПОРЯДОК СЕРДЦА БЛИЗНЕЦОВ
Телец исполняет задачу
создания инструментария
разума: которым с блеском
пользуется третий знак весны,
Близнецы. Воздушному знаку
Близнецов близок и доступен
интеллектуальный процесс
познания (который
символизирует архетип
Меркурия: вестника богов –
языка, бога счета и письма).
Что дает образ близнецов для
понимания процесса
рефлексии? Когда два зеркала
поставлены друг напротив
друга, отражение в каждом из
них становится бесконечным.
Стихийный, любопытствующий
интеллект Близнецов легко
дробит мир на части. Однако
философов среди
представителей самого
интеллектуального знака
Зодиака не так уж много. Этот
знак "разума" в центр
рассмотрения ставит
человеческую способность
мыслить представлениями и
словами. Но, как переменный
знак, он сомневается в ней как
в инструменте познания. Если в
быту этот знак
удовлетворяется присущей ему
игрой ума, то философы-
Близнецы отвергают опору на
собственное сознание,
характерную для Овна и
Тельца.