икс_икс_ноль
( off
)
(
13:04 04-12-2014
)
Говоря об иерархическом
устройстве мира (подобно
вложенным друг в друга
матрешкам), Карсавин
акцентрирует роль
сообщества: коллективной
личности, складывающейся из
отдельных людей и снова
распадающейся, как более
весомой и высокой единицы,
чем отдельный человек.
Коллективный разум социума и
его динамика настолько выше
отдельной личности, что
воистину предстает для
человека как Бог богов. При
этом, исследуя динамику
развития, философия Стрельца
утверждает, что социально-
исторический процесс, как и
любой другой, не может быть
вызван внешней причиной
(например, как говорит
Карсавин, в революции 1917
года большевики лишь клеили
ярлычки к внутреннему
движению масс и их действия
просто совпадали с нуждами
жизни – и это продолжение
идеи Разума, скрытого внутри
природных и общественных
стихийных движений.)
Стрельцовская идея прогресса
и построения справедливого
общественного строя стояла в
центре внимания минувших
трех веков: как практически
действенная философия,
которую мы очень хорошо
знаем. (Астрологически это
объясняется циклом
соединений планет веры и
зания, Нептуна и Урана,
задающим идеологический
миф общества на 170 лет: в
прошлые два раза их
соединение происходило под
знаком Стрельца.) Стрелец
склонен создавать глобальные
теории: соединяя и
религиозно-культурные, и
научные достижения мысли,
чтобы выявить общие законы
для природы и для культуры.
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:05 04-12-2014
)
(Примеры — "теория о мире
как о едином целом" Лосского
или единая "индуктивно-
эволюционная" концепция
развития природы и социума
Кропоткина). Однако
философия Стрельца не вечна:
ведь его прямая цель —
воплощение идеи на практике,
и его истина — истина данного
этапа развития. Со временем
она должна быть
пересмотрена: но не раньше,
чем войдет в жизнь и станет
общепринятой.
икс_икс_ноль
( off
)
(
17:07 04-12-2014
)
ПОЗИТИВИЗМ ЛИЧНОСТИ
КОЗЕРОГА
Развитие основано на законах
природы. Целеустремленный
Козерог исходит из
человеческого
преобразования материи
духом, осознавая
предустановленные законы
развития: неизменные законы
движения материи и духа –
имеющие силу императива,
научные законы. Вершиной
науки и философии этого знака
стало выявление принципов
механики, которые Ньютон
считал основой всех явлений
природы. Для Козерога все
поступки человека на
глубинном уровне
предопределены природой и
окружающей средой. Также
предопределены дух народа и
история человечества: ведь,
как писал Монтескье, Бог
сотворил Вселенную по
объективным законам
материального мира.
Это сведение жизни к единым
фундаментальным принципам
раскрывает онтологию
астрологической идеи
предопределения. Неслучайно
астрологом был Козерог
Кеплер, описавший законы
движения планет. Первые
постигнутые людьми законы
существования: ограничения
времени и материи –
закрепились в навыках жизни
и земледелия. И создали
образы архетипа Сатурна (чье
имя значит "сеятель"): богов
земли, времени и судьбы, и
предков предопределивших
судьбу людей: научивших их
навыкам и давших им первые
инструменты.
[ред.
икс_икс_ноль
04-12-2014 в 17:10] икс_икс_ноль
( off
)
(
17:10 04-12-2014
)
В соответствии со столь
земными образами этого
архетипа, Козерог —
материалист в теории и на
практике. Для этого знака
астрологической стихии земли
истинно то, что отвечает
успешности действия (в этом
суть прагматизма Джемса).
Важен не прогресс, а его
результат. Изменением
коллективного разума правят
требования времени, и оно не
есть развитие в том смысле,
что одна идейная концепция
ничем не лучше другой: ценна
лишь ее актуальность,
производимый эффект.
Мировое развитие реально
закрепляется в совершенстве
личности. Абсолютная цель и
ключевое понятие философии
Козерога, знака "воли",–
самостоятельная личность: как
единица, независимая от
общества и стоящая выше
него. "Личность — мой лозунг.
Я стремлюсь формировать
личности",— говорил
индийский религиозный
деятель Козерог Вивекананда.
икс_икс_ноль
( off
)
(
17:13 04-12-2014
)
Общество призвано служить
тому, чтобы каждый человек
достиг своей вершины, и
Козерогов волнует проблема
взаимодействия личности и
общества. Среди них много
социологов и социальных
психологов, и сам термин
"социология", как наука о
законах поведения личности в
обществе, придуман
Козерогом Контом. Это
основатель философии
позитивизма, предлагающей
оценивать идеи с позиции того
вклада, который они дали
своему времени (в чем видна
опора этого знака на
результативность).
Для личности нет закона выше,
чем предопределение ее
судьбы. Но если в быту Козерог
может ограничиться идеей
судьбы, то философы этого
знака добавляют к ней идею
свободы воли (за реализацию
которой в обществе призывал
бороться социолог Эллюль:
ведь общество не только
помогает, но зачастую и
мешает человеку реализовать
свои возможности).
Современная наука
показывает, что наши
физиологические и
психические движения тела и
мозга практически полностью
предопределены, – но только
осознавая предопределение,
мы понимаем, в чем свобода
воли. Философия Козерога
ищет пути того, как
освободить человека от
сковывающих влияний
природы и общества, дав
простор индивидуальному
проявлению каждого. Пути
могут быть различны
(психология Роджерса,
популяризация
антропологического подхода у
Кастанеды или анархизм
Прудона), но результат один —
активная позиция и свобода
личности, опирающаяся на
фундамент ее собственного
предопределения.
икс_икс_ноль
( off
)
(
17:17 04-12-2014
)
Философски,
анархизм нацеливает на
свободу и самостоятельность
отдельных единиц общества,
предполагая высокую степень
ответственности личности за
себя и ту часть материи мира,
за которую она способна
отвечать.
Но наиболее радикально
человека освобождает
духовный путь: показывая
высшие ориентиры
индивидуальных
возможностей. Швейцер, как и
Джемс, пример пути к свободе
видели в буддизме,
сориентированном на
собственное свершение
личности. В период Козерога
Земля находится в перигее
(максимальной близости к
солнцу) — неслучайно в дни
после зимнего солнцестояния
древние праздновали
рождение главных богов:
Зевса, иранского Митры,
славянского Святовита, и мы
сегодня — рождество Христа и
Магомета. Близость к Земле
солнца, символизирующего
тело и дух, соответствует
восприятию Козерога, что
духовное – это то, что не
остается в рамках
интеллекутального или
психического процесса, но
затрагивает материю. Если
сознание Скорпиона видит в
духовном процессе
эксперимент – и ставит вопрос
о праве человека на него, то
для Козерога право на
трансформацию становится
обязанностью.
Собственное свершение имеет
вершину и предел: его
ограничивают нужды мира.
Личность находит свое место в
мире, чтобы отдать себя ему,
жертвуя обществу свои
способности, силы и разум –
таков современный образ
Козерога, некогда знака
главных жертвоприношений
года, связанного с зимним
солнцестоянием.
икс_икс_ноль
( off
)
(
17:20 04-12-2014
)
И точка
отсчета его духовного пути –
переход от профессиональных
достижений к альтруизму,
примером которого является
жизнь известного ученого-
гуманиста Швейцера,
оставившего Европу с
высотами ее культуры и
посвятившего себя
деятельности врача для
беднейшего населения Африки.
Критерий достигнутого
духовного и интеллектуального
уровня личности – то, что она
не теряет его в любых
условиях (и этим становится
выше общества, ведя других за
собой). Когда Козероги
реализуют свою духовность в
жизни, они естественно видят
цель философии в выработке
позитивного образа мысли и
создании оптимического
мировоззрения, которое
помогало бы преодолевать
практические трудности, как об
этом говорил Швейцер. Это –
наиболее утилитарная роль
философии, которая
становится актуальной сегодня
(согласно старту нового 170-
летнего идеологического
цикла, начался в 1993 году под
знаком Козерога). Роль
практического мировоззрения
этого знака будет возрастать. И
здесь видится перспективной
позитивистская идея об
итоговой систематизации
знания, в которой каждое
явление заняло бы
собственное место (а не
оценивалось с позиции других).
икс_икс_ноль
( off
)
(
22:39 04-12-2014
)
БЛАГО, ИСТИНА, КРАСОТА
ВОДОЛЕЯ
Оптимистическое
мировоззрение Козерога
ставит перед философией цель
учить людей не только
осознавать жизнь, но и
радоваться ей. Практический
смысл совершенства личности
и всех ее достижений в том,
чтобы люди жили счастливо.
«Человечество не только
должно жить, но и должно
жить хорошо», — продолжает
эту тему русский философ В.
Соловьев, представитель
следующего знака Водолея. В
этом знаке тёмное время года
остается позади: и
увеличивающийся свет
рождает надежду на лучшее.
Лозунг этого знака "чувства" —
"благо, истина, красота": его
выдвинул Прокл и подхватили
Шеллинг, Соловьев и
Флоренский (все родились под
знаком Водолеи). Философия
Водолея – образ того, какой
жизнь должна быть.
Мечта о благе всех —
ключевой момент
мировоззрения Водолея. В
самобытном стремлении
каждого, в случайной игре
общественного духа Водолей
ищет ту универсальную
необходимость, которая
сливает людей в едином
стремлении их мысли к тому,
чего хотят все. Он создает
образ коллективного гения,
правящего движением
общественного духа, перед
лицом которого все равны. Так
Шеллинг возрождает идею
мировой души неоплатоников,
к которым принадлежал
Прокл, а Гадамер — идею
всеобщего ума, сходного с
нусом Анаксагора. Недаром
раскрывающий суть души
Водолея архетип Урана – образ
единого для всех людей Неба,
духом, мыслью и словом
творящего мир.
икс_икс_ноль
( off
)
(
22:45 04-12-2014
)
Духовное
начало Водолей способен
воспринимать онтологически,
само по себе, вне человека и
над ним: так для Гадамера не
мы мыслим, а сознание мыслит
нами, "язык говорит через нас".
Водолей противопоставляет
разноликой материи единый
дух, стоящий над разными
уровнями бытия. Его можно
было бы назвать идеалистом,
если бы не возникающий
дуализм этих начал в вопросах
творения: и здесь можно
вспомнить, что первый акт
творения небесного демиурга
в мифологии – отделение
Неба от Земли. Философия
Водолея утверждает
автономию материи и
сознания. В отличие от
архетипа Стрельца, дух и
природа не вступают в
противоборство, но
независимы друг от друга (все
имеет свое место, согласно
логике Козерога). Для
устойчивого знака Водолея
абсолютная разнесенность
полярных сторон вовеки
хранит бесконечную широту и
глубину жизненного
пространства. Она проявляет
благо, истину и красоту мира (и
Бога, дарующего ему
абсолютную свободу).
Шеллинг утверждает, что мы
можем равно опираться на
субъективное "я мыслю" и
объективное "вне нас
существуют вещи". Бог и
Вселенная – две стороны
одного и того же. Человек
обнимает все в идее (как
говорит Соловьев). В тоже
время в основе всего —
материя и движение (которое
является неотъемлемым
свойством мысли и духа). Это
воззрения Бэкона и
Гельвеция, и их принято
считать первыми
материалистами (но
архетипически дух сливается с
воплощающим движение
воздухом).
икс_икс_ноль
( off
)
(
23:00 04-12-2014
)
Философию
Водолея можно назвать как
объективным идеализмом,
так и первично-духовным
материализмом (поскольку для
этого знака материя содержит
потенциал еще нераскрытых,
неведомых духовных свойств,
как считает Лессинг).
Сам Шеллинг, которого принято
считать основоположником
объективного иделизма,
называл свое мировоззрение
идеал-реализмом – это тоже
хорошее определение для
Водолея: ведь философия
этого знака учит тому, как
воплотить идеал. Благо людей,
внутренняя истина и
объективность красоты,
выводящие нас к единству –
ориентиры того, что должно
быть и потому будет
воплощено. Любой идеал
человеческого сознания
отражает единое, а потому
воплотить его может лишь
человечество в целом (даже
идеал познания Бога). Этому
знаку близки идеи религиозной
соборности и социализма, как
их земное преломление (так
В.Соловьев находит
социалистический идеал
естественным для
человечества), и концепции,
построенные на
универсализме. Водолей
стремится сделать знание
объективным (т.е
универсальным), и конкретным
– это знак науки, и
родоначальником подхода,
который мы сегодня считаем
научным, является Бэкон (для
него научное=конкретное).