икс_икс_ноль
( off
)
(
12:54 05-12-2014
)
Но сознание не зависит от
материи, как и материя – от
сознания, – и это дает
возможность свободы мысли и
мечты. Водолей — знак,
предвосхищающий будущее.
Это он придумал слово
"утопия": изначально название
благоденствующей страны,
созданной Томасом Мором.
Водолею первому приходят в
голову теории, которые
кажутся фантастикой: но не
проходит и века, как они
оказываются взяты на
вооружение и реализованы.
Ведь суть объективного
идеализма Водолея – чтобы
сознание человека,
отождествившись с всеобщим
сознанием, как зеркало (т.е. без
субъективных искажений)
отразило космический,
общемировой процесс
движения духа. И материи,
свободной по отношению к
нему: увидело конкретику их
независимой эволюции. Как
Дарвин, Водолей развивает
эволюционные идеи.
Этот воздушный знак словно
ловит из воздуха семена
мысли, которые уже готовы
упасть в почву Земли и
принести буйные всходы. Как
зимний знак, он
подсознательно
сориентирован на практику и
ставит во главу угла прежде
всего насущные, а не
абсолютные идеалы
человечества: например,
научно-технический прогресс
(как Вольф) или ограничение
рождаемости (как Мальтус).
Для воплощения высшей воли
людей требуются тысячелетия
(к ней устремлен осенние
знаки Девы, Весов и
Скорпиона). А мысль Водолея
держит курс к тому, что
осуществится быстро.
икс_икс_ноль
( off
)
(
12:56 05-12-2014
)
ВОЛЯ И СОЗЕРЦАНИЕ РЫБ
Материализм зимних знаков
Стрельца, Козерога и Водолея
предстает как спуск с вершины
абсолютизма, от абстрактного
к конкретному. Но если Лев
утверждает царство человека
на Земле, противоположный
знак Водолея приходит к
жертве земного как
преходящего ради вечности
идеи.
Поэтому переменный знак Рыб
имеет право сомневаться в
явном знании Водолея и
окончательности результатов
Козерога. Это ещё один знак
"разума", который, как и
философы-Близнецы, ставит
под сомнение рациональное
постижение мира, включая в
сферы разума также и
подсознание. Оставляя место
тайне, Рыбы защищают
метафизический подход и миф,
как целостный взгляд на мир
и человеческую историю (идеи
Ясперса, Шлегеля или
Коллингвуда, видящего в
истории науку о смене мифов
человеческого сознания).
Шопенгауер, как и Шлегель,
стремится дополнить
рационализм западной
философии духовностью
восточной; и видит в музыке
высшее из искусств — которой
в мифологии неслучайно
покровительствуют боги
морей.
икс_икс_ноль
( off
)
(
12:59 05-12-2014
)
Для этого глубоко
чувствующего знака стихии
воды: архетип души которого
символизируют боги морской
стихии и ее бурь (Нептун),
любое однозначное
представление о реальности
неверно (как для Беркли).
Укорененный в человеческой
подсознании архетипический
образ истока, в древней
мифологии предстающий как
пучина Хаоса – в современной
науке проявляется как идея
относительности всего.
Неслучайно теорию
относительности разработали
представители Рыб: Галилей и
Эйнштейн. Для Ясперса
философия обречена
оставаться открытым
процессом мышления, где
вопросы преобладают над
ответами. Но ученые-Рыбы не
останавливаются на потоке
сомнений и отрицания,
свойственных этому знаку в
быту. Они стремятся создать
всеобщую картину
реальности, способную
охватить все грани бытия (как
Коперник, Эйнштейн или
Вернадский). С этой
глобальной картиной,
рожденной глубинными
сомнениями в самом существе
устройства мира, не
поспоришь — и мы пользуемся
ей как в науке, так и в быту.
Архетипически, и жизнь, и
разум возникли из
безбрежного океана, откуда
возникло все (он хранит и
таблицы судеб в шумерской
мифологии, и алфавит рун у
скандинавов). Неслучайно
обращение этого знака к
Космосу.
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:01 05-12-2014
)
Характерно панорамное
название главного труда
Шопенгауера “Мир как воля и
представление”, которое
архетипически можно
расшифровать как онтология
психического процесса
(жизнедеятельности). Рыбы
уверенно опираются на
бессознательное, остающееся
за гранью видимой реальности
(как Гартман или Мерло-
Понти, говорящий об
осмысленности
подсознательных, телесных
процессов). И созерцательный
подход, где мысль не отделена
от чувства (ощущения-идеи
Беркли), делает их по
значимости вторым
философским знаком. В центре
их философии: у Шопенгаура,
Гартмана, Рикёра — стоит
проблема воли. И для
Бердяева человек есть акт:
усилие воли. Вбирая в себя
разноплановые потоки
реальности, принимая их все
без исключения, Рыбы
стремятся воплотить собой
сублимацию этих потоков в
момент настоящего. Цель Рыб
— выйти к тождеству
субъекта и объекта:
познающего, познаваемого и
познания, о котором пишет
Коллингвуд,— к изначальному
тождеству, рождающему
первичный импульс воли,
который становится точкой
отсчета Овна.
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:04 05-12-2014
)
Рыбы – материалисты в том
смысле, что именно материя
образует переход от идеи
Водолея к воле Овна – будучи в
глубинах, которых касается
знак Рыб, чистой энергией (т.е.
деятельностью, если вернуться
к этимологии этого слова, о
чем говорит не только
Эйнштейн, но и Шопенгауер).
Но материя не представляет из
себя ничего устойчивого,
действие не связано с
причиной – внешний мир
словно распадается на части
для этого знака, привыкшего
видеть его в остановке
созерцания. Все структуры,
навязанные личности
объективным миром, должны
быть разрушены – чтобы
высвободить истинное
движение воли субъекта. (Это
разрушение в пределе мы
мыслим как смерть – но оно же
и делает человека живым.)
Рыбы стремятся уподобить
волю человека мировой воле,
которая сама, безо всякой
внешней подсказки и помощи,
поддерживает огонь
активности своего вечного
существования. И хотя знак
Рыб растворяют чёткость задач
в относительности момента, их
жизнь наполнена смыслом
этой недостижимой цели:
смыслом веры (как прочного,
физически-неотъемлемого
контакта с трансцендентным).
На ней основано учение
Бердяева о богочеловечестве,
и чудо слышится за
утверждением Шопенгаура:
"Воле к жизни обеспечена
жизнь".
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:07 05-12-2014
)
Идея освобождения
лейтмотивом звучит в
философии последних знаков
зодиакального цикла. Козерог,
знак воли, ратует за свободу
личности, высвобождая ее
волю к действию; Водолей,
знак чувства, за свободу
творения в альтруизме
объединения всех, освобождая
душевную природу; а Рыбы,
знак разума,ставит цель
освобождения сознания.
Радикальным путем к
освобождению выступает
духовный путь (индуизм для
Шопенгауера, соборность
православия как
экзистенциальное общение
для Бердяева). В поиске
смысла научное смыкается с
религиозным, вера – с ясным
пониманием разума
("философская вера" Ясперса
или духовность, как основа
философии, у Шлегеля).
Обращаясь к метафизике Рыб,
надо понимать, что логически
мифотворчеству предшествует
объективный разум Водолея,
свободный от всех видов
иллюзий (подробный реестр
которых создал еще Бэкон). Но
философы-Рыбы не
останавливается на
объективном отражении
реальности, где субъект
исчезает, становясь зеркалом
ноосферы. В каждой точке
отражения они ищут волю
субъекта и его самоосознание
(не обязательно человека –
возможно, растения или
животного: "забрасывая якорь
в истоки всех вещей", как
говорит Ясперс). Если
воздушный, интеллектуальный
знак Водолея отождествляется
с безграничностью
человеческого разума, то Рыбы,
знак стихии воды, — с
глубиной жизни.
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:09 05-12-2014
)
Идея изначального толчка
активности — воли —
замыкает круг зодиакальных
понятий: Овен отталкивается
от импульса "я", освещающего
сознанием мироздание.
Говоря: "я мыслю", он хочет
осознать в себе волю так,
чтобы возглавить ее
лидерством разума. Овен
отрицает слияние Рыб с вечной
тайной мира и отделяется от
неё в утверждении себя,
отвергает необъяснимое и
активной позицией разума
проявляет скрытый импульс
бытия.
Совсем упрощенно можно
сказать, что Овен и Телец —
субъективные идеалисты,
исходящие из правоты
внутреннего творческого
импульса мысли. Близнецы и
Рак обращаются к
естественности жизни и
природной
непосредственности
мышления. Лев и Дева
раскрывают материальность
человека как телесного, но
одновременно разумного и
духовного существа:
способного изменять мир.
Духовную трансформацию
мира человеком описывают
Весы и Скорпион. Стрелец и
Козерог обращаются к
объективным законам
материи, существующей вне
человека, воплощая то, что
может быть воплощено сейчас,
в обществе и личности. А
Водолей и Рыбы расширяют
человеческую реальность до
глубинно-природной и
возвышенно-божественной,
сливая объект и субъект в
изменяющемся единстве мира
и творящего сознания.
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:13 05-12-2014
)
Здесь мы описали переход от
одной идеи к другой как
последовательное движение в
одном направлении, но оно
может осуществляться и в
противоположную сторону.
Движение в обратную сторону
отражает общественную
эволюцию души, которая
отталкивается от реалий
внешнего мира, чтобы в конце
пути прийти к кристаллизации
самосознания "я" Овна.
Описывая мифологические
образы Зодиака, оно
раскрывает перед нами
картину прошлого и отражает
бессознательные побуждения
индивида.
Движение Зодиака по ходу
Солнца, напротив, имеет
точкой отсчёта субъект и
символизирует
последовательное освоение
личностью объективной
реальности. Для первой трети
Зодиака сознание субъекта
доминирует над объектом;
вторая треть, начиная со Льва,
уравнивает их в правах,
разворачивая картину
взаимодействия мира и
человека. Знак Скорпиона
доводит до абсолюта
стремление к субъективной
истине, и последняя треть
Зодиака, начиная со Стрельца,
отрешается от субъективного
ради объективного познания
внешнего мира. Оно
оканчивается полным
отождествлением субъекта с
объектом в знаке Рыб, из
которого человека вновь
выводит разумное "я" Овна.
Развитие логики философской
мысли естественно
прослеживать в этом
направлении.
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:17 05-12-2014
)
При этом надо иметь в виду,
что когда моделью описания
является круг жизни, он
предполагает движение логики
развития в обе стороны.
Например, мы можем сказать,
что Стрелец, отвергая
индивидуализм Козерога,
приходит к идее
общественного
переустройства и
революционной
разрушительности Скорпиона.
В этом смысле зодиакальный
круг возможно представить
как две спирали,
направленные навстречу друг
другу (подобно структуре ДНК).
Объем статьи позволяет лишь
очертить архетипическую
матрицу идей философов,
более доказательно это
сделано в книге. Однако и в
таком объеме видны
параллели и направляющие
линии мышления философов
одного психотипа. Характерно,
что продолжателем идей,
способным плодотворно
развить их, часто становится
философ того же
зодиакального психотипа (Юм,
Кант и Фихте; Маркс и Ленин;
Фейербах и Чернышевский;
Шлейермахер и Дильтей;
Спиноза, Толанд и Сковорода;
Дюркгейм и Малиновский;
Шеллинг, Соловьев и
Флоренский). Понимание
архетипических смыслов
помогает осознанию
концептуальной ориентации
философа: обнажая не всегда
явную точку отсчета его
философии и онтологические
корни интересущих его
понятий — понять
эмоциональную глубину
которых помогает
архетипический подход.
икс_икс_ноль
( off
)
(
13:18 05-12-2014
)
Для изучающего философию и
культуру выявление
эмоциональной матрицы идей
психотипов Зодиака может
помочь также найти сферу
идей, близкую его собственной
душе, в разработку которых он
сможет внести максимальный
вклад (через глубокое
прочувствование их,
внутренний эмоциональный
отклик). Обратившись к
философским идеям своего
знака, человек может лучше
понять себя и потребности
своей души/духа, что
способствует развитию
креативности.