Grom
( off
)
(
06:20 19-06-2010
)
Дело в том, что Шурахбил запросил помощь у Ираклия и император послал туда около 100 000 византийских войск.
Эта неравная битва кончилась гибелью многих сподвижников пророка и отступлением мусульманского отряда. Таким образом, именно вероломство византийских подданных положило начало войне Халифата с Византией, первой битвой между которыми стало сражение при Муте и говорить об агрессии мусульман против Византийской империи нельзя.
Grom
( off
)
(
06:25 19-06-2010
)
Развязанная Византией война окончилась её сокрушительным поражением и потерей империей южного Средиземноморья.
Множество факторов предопределили успех мусульман.
Grom
( off
)
(
06:26 19-06-2010
)
Множество факторов предопределили успех мусульман. Вот как пишет об этом известный австрийский исламовед Г. Э. фон Грюненбаум: “Это и мобильность их отрядов, сражавшихся на внутренних границах, и использование верблюдов, что позволяло арабам быстро перебрасывать войска в нужное место”. (Г. Э. фон Грюненбаум. “Классический Ислам. Очерк истории (600 - 1258)” М., 1986, стр.51).
Grom
( off
)
(
06:28 19-06-2010
)
И всё же нельзя объяснять успехи мусульман только военно-тактическими причинами. Ничем, до того, не проявившие себя в истории арабы повели неравные войны одновременно с двумя мировыми державами (с Ираном и Византией) и добились успеха над обоими, несмотря на то, что их военные отряды значительно уступали последним и в вооружении, и в численности. Поэтому Фон Грюненбаум справедливо отмечал: “Разумеется, нельзя недооценивать религию, как источник неукротимости мусульманских армий” (там же).
Grom
( off
)
(
06:29 19-06-2010
)
Но существовала ещё одна причина стремительных побед Халифата - это поддержка местным христианским населением мусульманских войск против Византийской администрации. Об этом факте тенденциозно настроенные авторы антимусульманских статей предпочитают умалчивать.
Grom
( off
)
(
06:31 19-06-2010
)
Вот как пишет об этом фон Грюненбаум: “В Византии арабам помогало отчуждение греческого ортодоксального населения от монофизитов-семитов, прибрежных городов с их греческой культурой от внутренних сельских районов, ориентировавшихся на Восток. Всё это усугублялось безразличием, которое испытывало к старому правящему классу подневольное население, привыкшее к иностранному господству” (там же).
Grom
( off
)
(
06:33 19-06-2010
)
В комментарии к русскому переводу известный русский востоковед В. В. Наумкин добавил: “Дело вовсе не в безразличии, а в недовольстве населения Византии феодальным гнетом, по сравнению с которым арабское господство было более легким” (там же, стр. 201).
Grom
( off
)
(
06:34 19-06-2010
)
Ещё более подробнее анализирует эти события А. В. Журавский в своей монографии “Христианство и Ислам. Социокультурные проблемы диалога”, М., 1990. Он писал: “Возникновение Ислама, его скорое и прочное утверждение на обширных территориях в ходе военно-религиозной экспансии арабов решающим образом определили судьбы восточного Христианства.
Grom
( off
)
(
06:36 19-06-2010
)
Последнее встретило новую религию практически без сопротивления. Это обусловливалось, во-первых, терпимостью раннего Ислама к делам веры христиан (конечно при условии политической лояльности последних), во-вторых, тем, что мусульмане ограждали их от притязаний и гонений нетерпимой к монофиситскому и несторианскому толкам Византии.
Grom
( off
)
(
06:38 19-06-2010
)
Важен тот факт, что арабы на первых порах санкционировали среди христиан употребление их национальных языков взамен греческого. (Среди коптов в VII-VIII веках это вызвало к жизни новую волну литературы)… Поэтому Христиане не подверглись полной ассимиляции, сохранили свою духовную и отчасти культурную самобытность” (стр. 82-83).