Кассиопей
( off
)
(
22:47 10-11-2011
)
Беглопоповшина получила свое название в связи с тем, что приверженцы этого течения принимали священников, переходивших к ним из православия. Беглопоповщина явилась наиболее ранней формой раскола. В настоящее время численность ее последователей невелика. Древлеправославная церковь, как официально называется бывшее беглопоповское течение, возглавляется архиепископом с резиденцией в городе Новозыбкове.
Кассиопей
( off
)
(
22:47 10-11-2011
)
БЕСПОПОВЦЫ
Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. Вместе с тем это была и наиболее фанатичная группировка, непримиримая ко всем инакомыслящим. По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия. Они отказались от священников, заменив их уставщиками и начетчиками.
Кассиопей
( off
)
(
22:48 10-11-2011
)
Был ликвидирован рад таинств – крещение, покаяние и причащение (большинство беспоповских течений оставило три таинства, но некоторые толки отказались вообще от всех таинств). Для этого течения старообрядцев характерны эсхатологические представления (то есть скорый конец света и всего человечества). Беспоповцы делятся на большое число групп, которые объединяются в несколько толков: поморский, Федосеевский, филипповский, бегунский (страннический), спасовский (нетовщина).
Кассиопей
( off
)
(
22:48 10-11-2011
)
Довольно умеренные позиции занимают поморцы, или даниловцы. Это наиболее ранний толк беспоповщины, возникший еще в конце XVII в. Спор о допустимости или недопустимости брака вызвал дробление поморцев на несколько согласий. Сторонники поморского толка имеются в настоящее время в Западной Сибири, на Урале, в Кировской области, Среднем Поволжье, на Дону, в Белоруссии, Литве и некоторых других местностях.
Кассиопей
( off
)
(
22:49 10-11-2011
)
Стремление поморцев прийти к компромиссу с государственной властью привело к тому, что от них вскоре отделилась более радикальная группа – федосеевцы. На первых порах представители этого толка решительно выступали против царизма и официальной церкви, однако впоследствии требования федосеевцсв стали носить более умеренный характер. Постепенно изменились и устои внутри самой общины.
Кассиопей
( off
)
(
22:49 10-11-2011
)
Если вначале федосеевцы требовали от своих членов аскетической жизни и безбрачия, то затем отдельные группы отказались от строгого аскетизма и безбрачия. В наше время фсдосеевцев можно встретить в Белоруссии, Прибалтике, Псковской, Новгородской и других областях России.
Кассиопей
( off
)
(
22:49 10-11-2011
)
СПАСОВЦЫ
В конце XVII в. в глухих Керженских лесах появился еще один толк в беспоповщине – спасовцы. Название „спасовщина” происходит от того, что последователи нового толка, отказались от священства и таинств, возлагая все свои надежды на спасение от Христа (Спаса). Социальный состав последователей толка был довольно разнороден, что привело к выделению в его составе значительного числа согласий
Кассиопей
( off
)
(
22:50 10-11-2011
)
(по количеству их спасовский толк намного превосходит любое другое течение в старообрядчестве). Последователей этих согласий можно встретить в Верхнем и Среднем Поволжье, Владимирской области и некоторых других районах.В начале XVIII в. от поморцев, все более шедших на сближение с царизмом, откололась другая радикальная группировка – филипповцы. В первые десятилетия своего существования сторонники филипповского толка решительно боролись с государственной властью,
Кассиопей
( off
)
(
22:50 10-11-2011
)
проявляя в этой борьбе крайний фанатизм, а иногда даже подвергали себя самосожжению. Со временем в толке усилились умеренные тенденции. Он распался на ряд согласий, причем одной из основных разногласий был вопрос о браке. Немногочисленные последователи филипповского толка живут сейчас в северных областях европейской части России и в некоторых других районах.
Образовавшееся во второй половине XVIII в. течение бегунов, или странников, культивировало в своих рядах
Кассиопей
( off
)
(
22:51 10-11-2011
)
крайний фанатизм, требуя от своих членов полного разрыва всяких связей с обществом и нетерпимого отношения ко всем инакомыслящим. Широкое распространение получили в толке эсхатологические взгляды (убежденность в скором конце света и конечной судьбе человечества). Вначале последователи толка укрывались в безлюдных местах, но вскоре часть бегунов (так называемые благодетели, или жиловые) стали выполнять обет странничества лишь символически.