По преданию, нарушение запретов могло разгневать духов основателей Хара-Хото. Чтобы подтвердить свои слова, Бат рассказал путешественникам историю, как сто лет назад сюда случайно забрела местная женщина, искавшая своих заблудившихся лошадей. Среди руин она нашла несколько ниток крупного жемчуга.
Но стоило женщине выйти из города, как ее сразу поглотила страшная песчаная буря. Несколько дней спустя полузасыпанное песком тело несчастной нашел караван, проходивший мимо. В руках женщины были зажаты нити жемчуга из древнего города.
Также князь торгоут-бэйле пожелал, чтобы участники экспедиции, обнаружив легендарные сокровища Хара-цзянь-цзюня, отдали найденное ему.
Русские путешественники увидели высокие неприступные стены крепости, практически полностью засыпанные песком. Возле западной стены располагались два субурганы – мавзолеи. Один из них сохранился довольно хорошо, другой был почти полностью разрушен.
За пределами крепости находится еще один неплохо сохранившийся мавзолей. Именно здесь ученые обнаружили множество удивительных находок, бесценных для истории. Например, внутри мавзолея были редчайшие буддийские иконы, выполненные на шелковых холстах цветными красками, а также много деревянных и металлических статуэток. Но наибольшую ценность представляла библиотека, состоящая из более 2-х тыс. отлично сохранившихся рукописных свитков и книг.
В центре субургана возвышался каменный постамент с уходящим вверх металлическим шестом. На постаменте стояли 20 глиняных фигур размером с человека. Рядом с каждой из них лежали сотни сложенных друг на друга рукописных листов. А в самом дальнем углу мавзолея исследователи нашли скелет сидящего человека. Ученые предполагают, что останки могут принадлежать священнику, для которого возвели этот субурган.
В самом городе участников экспедиции тоже ждало немало загадочных и любопытных открытий. Так, в центре Хара-Хото исследователи извлекли из-под песка странное сооружение – круглое каменное строение высотой 2,5 м, похожее на огромную головку сыра. Верхняя плоскость пестрела непонятной клинописью. Иероглифы отличались от тех, которые были найдены в рукописях. Скорее всего, клинопись относилась к более старой эпохе.
Также строение украшали загадочные спирали, концентрические круги и линии, причудливо сплетенные в паутину. Все рисунки и письмена были выдолблены на твердой каменной поверхности. Ученые предположили, что загадочное круглое строение могло служить древним жителям Хара-Хото обсерваторией или священным алтарем, где жрецы и шаманы приносили жертвы богам.
Другое любопытное открытие ожидало русских путешественников в одном из полуразрушенных строений. После тщательной расчистки здания от песка изумленные исследователи увидели отлично сохранившиеся элементы настенной живописи. Кроме ликов святых, здесь были изображены странные существа: рыбы с человекоподобными головами, двуглавые птицы, грозные драконы. Рядом с мифическими существами располагались маленькие фигурки людей.
Летом 1907 г. Козлов получил от монгольских властей приказание остановить раскопки и выехать из страны. Причиной послужили жалобы от местных жителей, которые утверждали, что иноверцы своим присутствием оскверняют «запретный город» и злят духов.
Совпадение или нет, но именно тогда Монголию захлестнула небывалая засуха, а в центральной части страны прокатилась серия довольно сильных подземных толчков. Старейшины племен истолковали природные катаклизмы как проявление недовольства духов присутствием чужеземцев на их территории.