Гродненский
( off
)
* (
20:55 20-01-2011
)
Желая утвердить нас в послушании воле Божией, Спаситель обращает наше внимание на небожителей: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Угодники Божии являются яркими примерами того, как мы должны исполнять волю Божию.
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:56 20-01-2011
)
У небожителей нет отдельной воли, она во всём согласна с волей Божией. «Благословите Господа вся силы Его, - восклицает пророк Давид, - слуги Его, творящие волю Его» (Пс.102,21). В связи с этим преподобный Варсонофий Оптинский говорит о большой пользе от чтения житий святых. «Каждый святой, - учит он, - дает частичку своей крепости, читающему его житие с верой, и помогает при прохождении мытарств
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:56 20-01-2011
)
Четвертое прошение
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Хлеб - основная пища человека. На самых первых страницах Библии упоминается слово «хлеб». «В поте лица твоего, - говорит Господь Адаму, - будешь есть хлеб» (Быт.3,19).
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:56 20-01-2011
)
«Главная потребность для жизни, - учит премудрый Иисус сын Сирахов, - вода и хлеб, и одежда, и дом, прикрывающий наготу» (Сир.29,24). В четвёртом прошении под хлебом насущным нужно понимать все, что необходимо для поддержания нашей жизни: пищу, одежду, жильё.
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:56 20-01-2011
)
Господь учит просить насущного хлеба «днесь», чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно и больше бы надеялись на Бога. Это же заповедуют нам и следующие места Священного Писания: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс.54,23). «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6,34).
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:57 20-01-2011
)
Предостерегая от чрезмерной заботливости, Спаситель не запрещает нам вообще трудиться. Собственный труд в Священном Писании ставится в непременную нашу обязанность. «Если кто не хочет трудиться, - учит святой апостол Павел, - тот и не ешь.
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:57 20-01-2011
)
Слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; таковых увещаем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2Фес.3,10,12). В изучаемом нами прошении о необходимости личного труда говорит слово «наш» («хлеб наш»).
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:57 20-01-2011
)
Поскольку человек состоит не только из тела, но и души, в этом прошении под хлебом насущным следует понимать и духовный хлеб, который необходим для поддержания сил души.
Под духовным хлебом следует понимать:
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:58 20-01-2011
)
1. Самого Господа Иисуса Христа. «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6,35), - свидетельствует о Себе Спаситель.
2. Жизнь по Заповедям Божиим. Как учит об этом Спаситель: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4,34). Если без пищи физической организм человека гибнет, то это же случится и с душой человека, если он не будет исполнять воли Божией. Послушание Отцу Небесному ведет человека к возрастанию и совершенствованию в Духе Святом.
[цит] Гродненский
( off
)
* (
20:58 20-01-2011
)
Все Святые Отцы по своему личному опыту знали, насколько важно во всем искать волю Божию. Как пища, им нужна была уверенность в том, что во всех делах своих они поступают по Заповеди Божией. Яркое подтверждение этому мы находим в житии преподобного аввы Дорофея, который без воли старца не только не предпринимал никаких действий, но даже не доверял своим помыслам.
[цит]