Гродненский
( off
)
(
20:31 20-01-2011
)
Заметим, что выражения «Отче наш» и «Иже еси на небесех», как бы дополняют друг друга. Обращение, «Отец» должно напоминать нам о любви и милости Божией. Слова же «Иже еси на небесех» свидетельствуют о том, что Бог свят, совершенен, правдив. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так рассуждает по этому поводу: «Правосудие Бога, неразлучное с благостью Его, требует, чтоб выяснилось твое произволение принять небесные сокровища, выяснилось твоею молитвою и твоею жизнью».
Гродненский
( off
)
(
20:31 20-01-2011
)
Первое прошение
«Да святится имя Твое»
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет это прошение: «Когда говорим: «Да святится имя Твое», мы не придаём Богу святости, но прославляем святость, находящуюся у Него; ибо – «да святится», здесь сказано вместо «да прославится».
Гродненский
( off
)
(
20:31 20-01-2011
)
Освящение или прославление имени Божьего, есть цель всего нашего бытия. Святитель Николай Сербский замечает, что прославляя Господа, мы делаем святее себя. А поэтому при всех наших земных радостях и успехах мы должны вместе с псалмопевцем Давидом восклицать: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс.113,9). Делая это как можно чаще мы становимся причастными святости, исполняя Заповедь Господню: «Будьте святы, ибо Я Свят» (Лев.2,44,45).
Гродненский
( off
)
(
20:32 20-01-2011
)
Господь находится на недосягаемой высоте совершенства. Тем не менее, Он не удаляется от людей, но подает животворящие силы для нашего совершенствования в делании добра. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, - заповедует Спаситель, - яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5,16). По учению святителя Иоанна Златоуста: «Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями, так нам повелевается славить Его всеми членами.
Гродненский
( off
)
(
20:32 20-01-2011
)
Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; язык, когда поёт; слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; сердце, когда не строит козней, но источает любовь; ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; руки, когда простираются не на хищение, любостяжание и побои, а на милостыню и защиту обижаемых».
Гродненский
( off
)
(
20:32 20-01-2011
)
Таким образом, в первом прошении заключена та мысль, что Бог свят и совершенен: «Святый – имя Его» (Ис.57,15; Лк.1,49). Но Он же является причиной и всякого нашего совершенства. Более того, прославляя имя Всевышнего в тяжёлые моменты жизни, христиане, по слову Священного Писания, спасутся: «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Рим.10,13).
Гродненский
( off
)
(
20:32 20-01-2011
)
Второе прошение
«Да приидет Царствие Твое»
При рассмотрении седьмого члена Символа веры говорилось о трех видах Царств: Царстве славы, Царстве благодати и Царстве природы.
В настоящем прошении под «Царством» следует понимать прежде всего Царство благодати. Его составляют все истинно верующие, освободившиеся благодатью Божьей от страстей. Преподобный Петр Дамаскин прямо называет Царством Божиим богоугодную жизнь.
Гродненский
( off
)
(
20:33 20-01-2011
)
Царство благодати приходит таинственно и непостижимо. Спаситель говорит: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,20,21).
Гродненский
( off
)
(
20:33 20-01-2011
)
Качество этого Царства описывает святой апостол Павел, когда говорит: «Несть бо Царствие Божие не пища и питие, «но правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14,17).
Гродненский
( off
)
(
20:33 20-01-2011
)
Преподобный Иоанн Кассиан, объясняя эти слова апостола, замечает: «Блаженный апостол не всякую радость называет Царствием Божиим, но именно только ту, которая в Духе Святом. Ибо он знает, что бывает и другая, достойная порицания, радость, о которой говорится: «Мир возрадуется» (Ин.16,20), «горе вам, смеющиеся ныне» (Лк.19,17)».