Гродненский
( off
)
(
21:01 20-01-2011
)
. И если всем таким людям мы не прощаем «от сердца своего» (Мф.18,35), то и сами не получим прощения от Господа. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14,15).
Гродненский
( off
)
(
21:02 20-01-2011
)
Преподобный Иоанн Кассиан, объясняя эти слова Спасителя, говорит: «Ибо столько отпустится нам, сколь мы отпустим тем, которые причинили нам какой-либо вред своею злостью».
Гродненский
( off
)
(
21:02 20-01-2011
)
Нужно отметить, что некоторые Святые Отцы запрещали произносить молитву «Отче наш» тому, кто не хотел примириться с ближним. «Кто не любит своих врагов, тот не должен молиться Господней молитвой, потому что молящийся этой молитвой после слов «остави нам долги наша» должен тот час произнести и следующие: «якоже и мы оставляем должником нашим».
Гродненский
( off
)
(
21:02 20-01-2011
)
». Но как он будет произносить эти слова, если другим не оставляет долгов, т. е. разного рода обид и оскорблений», - учит священномученик Кронид (Любимов).
Если того, кто имеет на нас обиду, нет рядом, или если он окажется не расположенным к миру, в таком случае необходимо примириться с ним в своём сердце, перед очами всевидящего Бога.
Гродненский
( off
)
(
21:02 20-01-2011
)
«Если человек не желает мириться, - учит преподобный Максим Исповедник, - ты, однако, сохрани себя от ненависти, чистосердечно молясь о нём и не злословя на него». Преподобные Отцы Оптинские советовали в этом случае молиться такими словами: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (называлось имя того, кто не хотел мира) и его святыми молитвами и меня грешного помилуй».
Гродненский
( off
)
(
21:03 20-01-2011
)
. Шестое прошение
«И не введи нас во искушение»
Определение: «Искушение – есть такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех».
Гродненский
( off
)
(
21:03 20-01-2011
)
Блаженный старец Иосиф Иссихаст говорит: «Искушением является всякое противодействие нашей борьбе за веру и благочестие, при нашем стремлении подчиниться Богу. Искушение носят это название по той причине, что делают человека искусным».
Гродненский
( off
)
(
21:03 20-01-2011
)
При рассмотрении этого прошения может возникнуть вопрос: «Если Господь учит нас молиться, чтобы не подвергнуться искушению, то как мы можем доказать твердость своей добродетели, которую заповедует Священное Писание: «Иже не искусися, мало весть» (Сир.34,10). «Блажен муж, иже претерпит искушение» (Иак.1,12)».
Гродненский
( off
)
(
21:03 20-01-2011
)
Значит, слова «не введи нас во искушение» нужно понимать не так: «не допусти нам когда-либо искуситься», но так: «не допусти нам быть побежденными в искушении».
Гродненский
( off
)
(
21:04 20-01-2011
)
Преподобный Иоанн Кассиан учит: «Искушаем был Иов, но не введен во искушение, ибо «не даде безумия Богу» (Иов.1,22) и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был во искушение, ибо ни один не исполнил волю искусителя».