Резонанс
( off
)
(
22:58 21-02-2010
)
новоегипетский язык с
этого времени
окончательно вытесняет
более древний
среднеегипетский;
создаются шедевры
египетской поэзии —
« Гимн Атону», авторство
которого приписывается
самому царю и в котором
просматриваются
параллели с
библейскими псалмами,
любовная лирика,
получившая широкое
распространение в Египте
во второй половине
Нового царства .
Резонанс
( off
)
(
22:58 21-02-2010
)
В целом, религиозная
реформа Эхнатона
широкого
распространения в
египетском обществе не
получила и , наоборот,
была воспринята
враждебно . В своих
действиях царь опирался
на прослойку «новой»
знати, происходившей из
беднейших слоев
населения , обязанных
своим возвышением
личной воле фараона, а
потому ему преданных.
Два с половиной века
спустя сосуществование
двух слоёв военной знати
и жречества в стране
породит глубинный
раскол египетского
общества,
Резонанс
( off
)
(
22:59 21-02-2010
)
который
приведет к
окончательной
деградации царской
власти и падению Нового
царства .
Резонанс
( off
)
(
23:01 21-02-2010
)
Суть преобразований
Эхнатона не вполне ясна
для нашего времени . С
момента открытия руин
Ахетатона у современной
Амарны доминирующей в
египтологии была точка
зрения , согласно которой
новое вероучение
Эхнатона было
монотеистическим или
очень близко к таковому
подходило . Согласно этой
теории, Эхнатона можно
считать первой
личностью в мировой
истории , о которой
документально известно
её поклонение Единому
Богу ,
Резонанс
( off
)
(
23:01 21-02-2010
)
а атонизм является
древнейшим (или одним
из древнейших наряду с
зарождавшимся
иудаизмом)
монотеистических
вероучений . Эта гипотеза,
истоки которой лежат в
трудах египтологов
начала XX века, служила
отправной точкой для
отдельных дальнейших
спекуляций ,
устанавливающих прямые
связи между Эхнатоном и
Моисеем, вплоть до их
отождествления.
Резонанс
( off
)
(
23:02 21-02-2010
)
Среди подобных взглядов
стоит упомянуть точку
зрения основоположника
психоанализа Зигмунда
Фрейда, изложенную им в
работе «Моисей и
монотеизм» (Moses and
Monotheism) в 1939,
согласно которой Моисей
был адептом религии
Эхнатона , а иудаизм —
результатом синкретизма
атонизма и
традиционной религии
древних евреев . Ныне эту
точку зрения отстаивает
Ахмед Осман,
утверждающий, между
прочим, что Моисей не
только идентичен
Эхнатону ,
Резонанс
( off
)
(
23:02 21-02-2010
)
но ещё и
является внуком Иосифа
Прекрасного,
отождествлённого с
вельможей Юей .
В трудах многих
современных историков
считается установленным
фактом , что вероучение
Эхнатона, почитавшего,
по крайней мере, в
первое десятилетие его
правления , помимо
Атона — зримой формы
солнечного диска и
других богов — Шу , Ра-
Хорахте, Тефнут и т. д., —
не было,
Резонанс
( off
)
(
23:03 21-02-2010
)
строго говоря,
монотеистическим.
Против характеристики
атонизма как монотеизма
выступают многие
специалисты по эпохе
Амарны . Такую точку
зрения отстаивали
египтологи Д. Редфорд,
Э. Эртман, Н. Ривз.
Однако и мнение, что не
существует никаких
связей между атонизмом
и монотеизмом , является
очень поспешным.
Резонанс
( off
)
(
23:03 21-02-2010
)
Более
оптимистически
настроенные в плане
установления таких
связей исследователи
характеризуют атонизм
как протомонотеизм или
генотеизм —
предпочтение одному из
божеств .
Резонанс
( off
)
(
23:04 21-02-2010
)
Личность Аменхотепа IV
противоречива, поэтому у
египтологов не
существует единого
мнения относительно
мотивов и характера
фараона -реформатора
— диаметрально
противоположные
характеристики Эхнатона
даются часто в рамках
одного исследования .