Кино-Клуб (
21:04 27-04-2009
)
Митрополит Исидор, согласившийся на нее, был лишен своего сана в Москве и, хотя признавался за митрополита в Литве, но не жил там. Великий князь Казимир признавал митрополитом московского Иону и сносился с ним как с верховным пастырем русской церкви.
Кино-Клуб (
21:04 27-04-2009
)
Так продолжалось до 1458, когда бывший константинопольский патриарх Григорий Мамма, принявший Флорентийскую унию, посвятил в западнорусские митрополиты ученика московского митрополита Исидора, Григория. Папа Пий II утвердил его на митрополии своей грамотой.
Кино-Клуб (
21:04 27-04-2009
)
Несмотря на протесты московского князя Василия II и митрополита Ионы, Григорий был признан литовским правительством; признали его и восемь литовских епископов. В 1459 в Москве собрался собор, осудивший Григория; западнорусская митрополия окончательно отделилась от восточной.
Кино-Клуб (
21:04 27-04-2009
)
О попытках Григория ввести унию в Литве нет сведений. Сам Григорий в конце концов подчинился константинопольскому патриарху и умер православным в начале 1473. Ближайшим преемником его был Мисаил (1474-1477). От его времени сохранилась «епистолия» к папе Сиксту IV от 14 марта 1476, подписанная митрополитом вместе с некоторыми духовными лицами и мирянами.
Кино-Клуб (
21:05 27-04-2009
)
В «епистолии» этой приносится папе жалоба на латинян за притеснение ими православных и заявляется просьба, чтобы папа водворил мир, согласие и любовь между православными и латинянами. «Епистолию» эту обнародовал в 1605 униатский митрополит Игнатий Поцей в доказательство того, что уния в Литве существовала и до 1596.
Кино-Клуб (
21:05 27-04-2009
)
Некоторые (напр., М.О. Коялович, С.Т. Голубев) считают «епистолию» подложной, другие (митрополит Макарий, И.И. Малышевский) признают ее подлинной. Макарий, подвергая «епистолию» самому тщательному анализу, приходит к заключению, что «писавшие грамоту к Сиксту IV не были еще униатами». Во всяком случае «епистолия» не может служить доказательством существования унии в конце XV в. Число приверженцев унии в то время было, вероятно, очень невелико.
Кино-Клуб (
21:05 27-04-2009
)
В письме к папе Казимир признавался в 1468, что в Литве много «схизматиков» и количество их растет. Для поддержания католицизма он вызвал из Кракова бернардинов и основал для них в Вильно монастырь; около 1480 он запретил строить новые православные церкви в Вильно и Витебске.
Кино-Клуб (
21:05 27-04-2009
)
Так как притеснение православных усилилось, северские князья отпали от Литвы и соединились с Москвой. Преследования православных в Литве продолжались и при преемнике Казимира, Александре, хотя он постоянно уверял, что православие пользуется в Литве полной свободой. При Александре была сделана новая попытка ввести в Литве унию.
Кино-Клуб (
21:05 27-04-2009
)
После преемников Мисаила, остававшихся православными, в 1498 на киевскую митрополию был назначен смоленский епископ Иосиф (Болгаринович), сразу начавший действовать в пользу унии с Римом.
Кино-Клуб (
21:05 27-04-2009
)
Он обратился к папе Александру VI с письмом, в котором исповедовал веру по латинскому образцу, признавал Флорентийский собор и отдавал себя и свою церковь под покровительство папы. В 1501 Иосиф умер. После него долго не было попыток ввести в Литве унию; следовавшие друг за другом митрополиты оставались строгими ревнителями православия.