Djon_Preston (
15:06 14-10-2010
)
Ассасины (хашашины,
хашишины, гашишины; от
араб. хашиши, мн. ч.
хашишийа или хашишин —
«употребляющий хашиш»
) — наименование, под
которым получили широкую
известность в Средние века и в
настоящее время исмаилиты-
низариты (шиитская ветвь
ислама). Название связано с
комплексом расхожих
представлений о низаритах
как о террористической секте,
члены которой, одурманенные
наркотиком фанатики,
совершают многочисленные
убийства на политической и
религиозной почве. Слово
Ассасин вошло во многие
европейские языки со
значением «убийца».
Djon_Preston (
15:07 14-10-2010
)
После смерти пророка
Мухаммеда, когда поднялся
вопрос о том, кто станет
главой мусульманской
общины, а значит, по тем
временам весьма большого и
могущественного государства,
исламская умма претерпела
раскол на два враждующих
лагеря : суннитов,
приверженцев
ортодоксального направления
ислама , и шиитов.
Часть мусульман выступала за
то , что власть должна
принадлежать только прямым
потомкам пророка
Мухаммеда ,
Djon_Preston (
15:08 14-10-2010
)
то есть прямым
потомкам Али ибн Абу Талиба,
двоюродного брата пророка,
женатого на Фатиме, самой
любимой дочери Мухаммеда.
По их мнению, близкое
родство с пророком
Мухаммедом делало потомков
Али единственно достойными
правителями исламского
государства . Отсюда пошло
название шиитов — «ши’ат
Али» («партия Али»).
Шииты, находившееся в
меньшинстве, нередко
подвергались гонениям со
стороны суннитского
правящего большинства ,
Djon_Preston (
15:08 14-10-2010
)
поэтому они были часто
вынуждены находиться в
подполье . Разрозненные
шиитские общины были
изолированы друг от друга,
контакты между ними были
сопряжены с величайшими
сложностями , а нередко — и
угрозой для жизни. Часто
члены отдельных общин,
находясь рядом, не
подозревали о соседстве
единоверцев -шиитов, так как
принятая у них практика
позволяла шиитам скрывать
свои истинные взгляды
Djon_Preston (
15:09 14-10-2010
)
Вероятно, многовековой
изолированностью и
вынужденной замкнутостью
можно объяснить большое
количество самых
разнообразных , порой
чрезвычайно нелепых и
безрассудных ответвлений в
шиизме .
Шииты по своим убеждениям
были имамитами , считавшими,
что рано или поздно мир
возглавит прямой потомок
четвёртого халифа Али.
Имамиты верили, что когда-
нибудь воскреснет один из
ранее живших законных
имамов, чтобы восстановить
Djon_Preston (
15:09 14-10-2010
)
попранную суннитами
справедливость. Главное
направление в шиизме
основывалось на вере в то, что
в качестве воскресшего имама
выступит двенадцатый имам,
Мухаммед Абуль-Касым (бен
Аль-Хосан), появившийся в
Багдаде в IX веке и бесследно
исчезнувший в 12-летнем
возрасте. Большая часть
шиитов свято верила в то, что
именно Абуль-Касым являлся
«скрытым имамом», которому
в будущем предстоит
вернуться в человеческий мир
в виде мессии -махди
(«скрытый имам»—спаситель).
Djon_Preston (
15:10 14-10-2010
)
Последователи двенадцатого
имама впоследствии стали
называться
«двунадесятниками». Таких
же взглядов придерживаются
современные шииты .
Примерно по этому же
принципу формировались и
остальные ответвления в
шиизме . «Пятиричники» —
верили в культ пятого имама
Зейда ибн Али , внука
шиитского имама-мученика
Хуссейна. В 740 году Зейд ибн
Али поднял шиитское
восстание против Омеядского
халифа и погиб в бою,
Djon_Preston (
15:10 14-10-2010
)
сражаясь в первых рядах
повстанческой армии . Позднее
пятиричники разделились на
три мелких ответвления ,
признававших право имамата
за теми или иными потомками
Зейда ибн Али .
Параллельно с зейдидами
( пятиричниками), в конце VIII
века зародилось движение
исмаилитов, впоследствии
получившее широкий отклик
в исламском мире .
В X веке исмаилитами был
основан Фатимидский
халифат . К этому времени
исмаилитское влияние
Djon_Preston (
15:11 14-10-2010
)
распространилось на
Северную Африку, Палестину,
Сирию, Ливан, Йемен, Сицилию,
а также на священные для
мусульман города Мекку и
Медину. Однако в остальном
исламском мире, включая
ортодоксальных шиитов,
исмаилитов считали
опаснейшими еретиками и при
любом удобном случае
жестоко преследовали .
Djon_Preston (
15:11 14-10-2010
)
Жестокие преследования
исмаилитов-низаритов
вынудили их к активному
сопротивлению . Перейдя на
нелегальное положение,
низариты ответили террором
на террор. На политической
сцене появился создатель
секты хашшашинов и
будущий основатель
низаритского государства в
горных районах Персии, Сирии,
Ирака и Ливана — шейх Хасан
I ибн Саббах (1051—1124).