Djon_Preston (
00:29 24-04-2010
)
В эпоху междоусобных войн
произошло некоторое
размывание границ сословия,
так как удачливый
простолюдин мог , подобно
Тоётоми Хидэёси, не просто
стать самураем, а сделать
головокружительную карьеру
( сам Тоётоми Хидэёси, будучи
сыном простого крестьянина,
не мог стать сёгуном, но был
им без титула). Размыванию
границ сословия также
способствовало то , что многие
полководцы в ту эпоху
использовали в качестве
вспомогательных воинских
сил непрофессиональных
солдат
Djon_Preston (
00:29 24-04-2010
)
завербованных из
крестьянских семей. Ещё
более подорвали систему
традиционного самурайства
законы о рекрутских
повинностях , введённые Ода
Нобунага.
Однако уже при Тоётоми
Хидэёси размывание
самурайского сословия было
временно приостановлено .
Хидэёси особыми эдиктами
подтвердил привилегии
самураев и наложил запрет на
отходничество крестьян .
Указом от 1588 г.
простолюдинам было строго
запрещено владеть оружием
Djon_Preston (
00:30 24-04-2010
)
Началась так называемая
« охота за мечами», в ходе
которой крестьян разоружили.
В 1598 г. Хидэёси умер,
оставив власть своему
несовершеннолетнему сыну,
вместо которого
государственными делами
должен был руководить
регентский совет . Именно из
этого круга вскоре выделился
человек , завершивший
объединение страны
установлением единовластия
— Токугава Иэясу. Он избрал
своей резиденцией город Эдо
(ныне Токио)
Djon_Preston (
00:31 24-04-2010
)
хитростью и
силой устранил сына Хидэёси
и провозгласил себя сёгуном ,
положив начало сёгунату
Токугава, эпоха которого
продолжалась более двухсот
пятидесяти лет
Djon_Preston (
00:31 24-04-2010
)
Сословие самураев получило
чёткое оформление во время
правления в Японии сёгунов
из феодального дома Токугава
(1603—1867). Наиболее
привилегированный слой
самураев составляли так
называемые хатамото
( буквально — «под
знаменем»), являвшиеся
непосредственными
вассалами сёгуна. Хатамото в
своём большинстве занимали
положение служивого слоя в
личных владениях сёгуна .
Основная масса самураев
являлась вассалами князей
Djon_Preston (
00:32 24-04-2010
)
чаще всего они не
имели земли, а получали от
князя жалование рисом.
Кодекс поведения самурая
«Бусидо» был проникнут
духом беспрекословного
подчинения господину и
презрения к смерти .
Законодательство Токугава
разрешало самураю
безнаказанно убивать на
месте «простолюдина,
который неприличествующим
образом ведёт себя по
отношению к членам военного
класса ».
Djon_Preston (
00:32 24-04-2010
)
В период правления
дома Токугава, когда
внутренние феодальные
войны были прекращены,
военные отряды самураев
использовались , главным
образом, для подавления
крестьянских восстаний.
Вместе с тем, даймё не
нуждались в таких больших
отрядах самураев , которые
существовали ранее, в
периоды феодальных войн, и
число самураев в их военных
отрядах сокращалось . Часть
самураев превращалась в
ронинов
Djon_Preston (
00:33 24-04-2010
)
(деклассированных
самураев, вассальная
зависимость которых от
князей прекратилась ; ронины
часто переходили на
положение горожан ,
занимались ремеслом,
торговлей и другой
деятельностью ). Иные самураи
пополняли ряды ниндзя —
наёмных убийц.
Процесс внутреннего распада
сословия самураев заметно
усилился с середины XVIII
века. Развитие
мануфактурного производства
и усиление городской
буржуазии приводили к
Djon_Preston (
00:34 24-04-2010
)
постепенному
экономическому вырождению
самурайства . Всё больше и
больше самураев и даже
влиятельных даймё попадало
в долговую зависимость от
ростовщиков .
Своего рода комплекс
неполноценности ,
порождённый в самураях их
странным положением ,
находил выражение в
обострённой тяге к
традиционным духовным
ценностям . Повсюду
возникали разнообразные
школы воинских искусств .
Djon_Preston (
00:34 24-04-2010
)
С
новой силой вспыхнул
угасший на время
междоусобных войн интерес к
философии Дзэн, чайной
церемонии, живописи и
гравюре, изящной
словесности.
Многие самураи, даже не
переходя на положение
ронинов , занимались
торговлей, ремёслами и т. д.
Рядовые самураи (особенно в
княжествах Сацума, Тёсю, Тоса
и Хидзен), тесно связанные с
буржуазией, сыграли
значительную роль в